Редакция от 1 янв 2018

Пять проблем с платными медуслугами в государственной клинике и как их решить

Нина Синкина

Нина Синкина, главный редактор Системы Экономика ЛПУ

Клиники ведут медицинские документы по платным услугам согласно требованиям ТФОМС, но забывают о нормах закона о правах потребителя. Результат – штрафы Роспотребнадзора и многомиллионные претензии клиентов. Как снизить риски конфликтов и санкций, читайте в рекомендации.

Проблема 1. Трудно отразить в договоре согласованный объем вмешательства

При оказании медуслуг по программе госгарантий расчет ведут по усредненным показателям. Врачи, которые привыкли работать в системе ОМС или ДМС, не готовы заранее рассчитать объем вмешательства и количество необходимых исследований, чтобы согласовать существенные условия договора. Полагают, что объективно и точно рассчитать объем вмешательства, количество анализов и лекарств, которые нужны для лечения, невозможно. Это приводит к конфликту на этапе оплаты договора.

Решение проблемы. С платным пациентом договаривайтесь на конкретное вмешательство и заранее определяйте пределы лечения. Услуга должна представлять собой законченный случай либо законченный этап диагностики, лечения или реабилитации. Если понадобится продлить лечение, подпишите с пациентом дополнительное соглашение и добавьте позиции.

Пример: клиника согласовала план на реабилитацию после остеосинтеза. В процессе реабилитации больной пожаловался на проявления остеохондроза.

План по диагностике остеохондроза медорганизация согласовала с пациентом отдельным договором. Когда получили результаты обследования, согласовали план лечения на комплекс процедур для остеохондроза.

Совет: перечень платных медуслуг, стоимость, сроки и порядок их оплаты, условия и сроки предоставления согласуйте с пациентом, прежде чем заключите договор. Попросите пациента подписать письменный отказ от аналогичных услуг по программе госгарантий. Перечислите вмешательства, от которых пациент отказывается. Форму Минздрав не утвердил, поэтому документ можно составить самостоятельно.

Проблема 2. Сложно спрогнозировать сроки оказания услуг

Согласованный план лечения должен содержать сроки предоставления платных медуслуг. Но клиники не всегда включают информацию о сроках оказания услуги в договор или пишут, что срок лечения совпадает со сроком предоставления услуг. Это нарушение права потребителя на необходимую и достоверную информацию, за которое клинику штрафуют (ч. 1 ст. 14.8 КоАП). Пример – определение Верховного суда от 25.10.2017 № 310-АД17-15068 по делу № А48-3986/2016.

Пример: инспекторы Роспотребнадзора изучили типовой договор клиники с несколькими пациентами. В нем не было пункта о сроке предоставления платных медуслуг. Согласно пункту 7.1 бланка договора, «срок действия договора: с до окончания сроков лечения». Но о сроке предоставления медицинских услуг ничего не сказано.

По мнению контролеров, договор должен содержать срок оказания услуги. Он отличается от срока действия договора и сроков лечения пациента.

Медорганизацию привлекли к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП, суд поддержал решение инспекторов.

Внимание: врач обязан дать пациенту полные рекомендации и данные о дальнейшей диагностике, лечении или реабилитации. Они могут быть шире, чем согласованный план лечения.

Решение проблемы. В договоре нужно прописать срок оказания медуслуги. Срок оказания услуги не тождественен сроку действия договора и срокам лечения.

Недостаточно написать, что перечень услуг и информация о сроках предоставления есть на стенде и сайте клиники. Если не указать в договоре информацию о сроках оказания услуги, суд будет не на стороне медорганизации.

Совет: медорганизации, которые участвуют в реализации программы госгарантий, вправе оказывать платные медуслуги с учетом ограничений (п. 5 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п. 7 Правил предоставления платных медуслуг).

Платные медуслуги возможны:

– на иных условиях, чем предусматривает программа госгарантий;

– если пациент хочет получать медуслуги анонимно;

– если пациент самостоятельно обратился за медуслугами.

https://vip.1elpu.ru/system/content/image/55/1/-768774/

Проблема 3. Нет услуги в новой номенклатуре

Платные медуслуги могут отличаться от услуг по ОМС. С 1 января Минздрав обязал медорганизации привести прейскурант в соответствие с новой номенклатурой медуслуг по приказу от 13.10.2017 № 804н. Но не все услуги поименованы в приказе. Непонятно, как отражать номенклатуру платных услуг, которые отличаются от услуг по ОМС.

Минздрав 21 марта 2018 года ответил на запрос, можно ли детализировать услуги путем указания в коде подвида медуслуги. Ответ следующий: «Любые искажения текста приказа и утвержденного приказом приложения недопустимы».

Решение проблемы. Если вводите несколько позиций по одному коду, детализируйте наполнение услуги и вводите коэффициенты на усложнение (удорожание) в зависимости от содержания.

Пример: A16.03.022.006 Интрамедуллярный блокируемый остеосинтез 10 000 руб. (металлоконструкция фирма-производитель «А»)

A16.03.022.006 Интрамедуллярный блокируемый остеосинтез 30 000 руб.

(металлоконструкция фирма-производитель «Б»)

A16.03.022.006 Интрамедуллярный блокируемый остеосинтез 40 000 руб.

(металлоконструкция фирма-производитель «В»)

Проблема 4. Нужно определять запланированный результат услуги

При оказании платных медуслуг нужно определять, что является запланированным результатом медуслуги, и фиксировать момент, когда пациент принял результат. Нарушить это требование – значит нарушить права потребителя на необходимую информацию о медуслуге (ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 323-ФЗ).

Внимание: если прейскурант не соответствует приказу Минздрава от 13.10.2017 № 804н, клинику могут оштрафовать за нарушение права потребителя на необходимую и достоверную информацию (ч. 1 ст. 14.8 КоАП).

Письменная форма уведомления необязательна в силу приказа Минздрава от 20.12.2012 № 1177н. Однако закон определил качество медпомощи как совокупность характеристик, которые отражают своевременность помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата (п. 21 ст. 2 Закона № 323-ФЗ). Значит, в интересах клиники согласовать то, что является запланированным результатом.

Решение проблемы. Отразите запланированный результат в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство. Это соответствует требованиям пункта 1 статьи 20 Закона № 323-ФЗ.

Пример: 

При проведении остеосинтеза перелома кости результатом медицинского вмешательства «остеосинтез» будет «фиксация отломков кости в правильном положении с помощью металлоконструкции». Цель вмешательства – «сращение перелома». Момент приемки результата в данном примере подтверждается данными рентген-контроля.

Внимание: в заключении врачебной комиссии дайте оценку, как пациент выполнял рекомендации. Если он их не соблюдал, укажите, к чему это привело.

Проблема 5. Не согласовали с пациентом назначения и рекомендации

ОМС не предоставляет страхового покрытия на лекарства при амбулаторном лечении, за исключением льготных категорий граждан и редких заболеваний. Есть вероятность, что для пациента лекарства окажутся дорогими, он не станет их покупать и не выполнит назначения. У него наверняка будут претензии по качеству полученной медпомощи.

Решение проблемы. В договоре с пациентом согласуйте, что отдельные рекомендации и назначения нельзя выполнить в рамках программы госгарантий. Если план лечения изменится, в рекомендациях по дальнейшему лечению укажите, что лечение можно получить в рамках ОМС.

Закон позволяет оказывать платные медуслуги как в полном объеме стандарта, так и в виде отдельных консультаций или вмешательств (п. 4 ст. 84 Закона № 323-ФЗ). То есть пациент вправе получить часть лечения платно, а часть – по программе госгарантий. Поэтому на врачебной комиссии по законченному случаю лечения платного пациента медуслуги нельзя оценивать как некачественные лишь на том основании, что гражданин получил их в объеме меньше стандарта медпомощи.


Не забудьте, что медорганизация может оказывать платные услуги, только если соблюдены все условия.

Чтобы быстро и просто проверить, есть ли нарушения при оказании платных услуг, рекомендуем посмотреть оценочный чек-лист.

https://vip.1elpu.ru/system/content/image/55/1/-769477/

© Материал из Справочной системы «Экономика ЛПУ»
https://vip.1elpu.ru
Дата копирования: 09.07.2019