12 декабря 2018 года в ФГБОУ ВО Оренбургском государственном медицинском университете МЗ РФ состоялся День Актовой речи заведующего кафедрой факультетской педиатрии, руководителя научно-педагогической педиатрической нефрологической школы ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России
докт.мед.наук, профессора, Заслуженного врача Российской Федерации,
академика РАЕН РФ А.А. Вялковой
«Тубулоинтерстициальная болезнь почек у детей: ранняя диагностика, механизмы формирования и закономерности прогрессирования»,
посвященный основанию ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, педиатрических кафедр и 45-летию кафедры факультетской педиатрии
(Решение Ученого совета ОрГМУ от 22 июня 2018 года, протокол №11
Приказ ректора ОрГМУ № 2416 от 10.12.2018г.)
Актовая речь профессора А.А. Вялковой
посвящена основанию (1944 г.)
ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, педиатрических кафедр (1945 г.) и 45-летию кафедры факультетской педиатрии
В Актовой речи изложены основные этапы развития научно-педагогической педиатрической школы Оренбургского государственного медицинского университета начиная с 1945 года.
Представлены сведения о научно-исследовательской работе кафедры факультетской педиатрии ОрГМУ, развитии Оренбургской педиатрической нефрологической школы и детской нефрологической службы в Оренбуржье.
Научные интересы профессора А. А. Вялковой находятся в сфере исследования клинической и превентивной нефрологии детского возраста (изучение механизмов формирования и закономерностей прогрессирования тубулоинтерстициальной болезни почек у детей – разработка клинико-микробиологических, -биохимических, -морфологических и -иммунологических методов ранней диагностики, лечения и профилактики инфекции мочевой системы, хронической болезни почек) и организации нефрологической помощи детям.
Профессор А. А. Вялкова – автор более 850 научных работ, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе монографий и глав в монографиях (16), руководств для врачей (6), тематических сборников международных, всероссийских и межрегиональных конференций (14), 110 учебных и методических пособий, изобретений (патентов 15), рационализаторских предложений (25), информационно-методических писем (28) и методических рекомендаций МЗ РФ (17). Под ее руководством подготовлено 4 доктора и 31 кандидат медицинских наук, выполняются 4 докторские и 6 кандидатских диссертаций.
Научные исследования по различным аспектам педиатрии в Оренбургском государственном медицинском университете (ОрГМУ) всегда были в центре внимания. Начало развития нефрологии детского возраста в ОрГМУ необходимо связать с 60–70-ми гг. XX века, с именем основоположника научно-педагогической педиатрической школы ОрГМУ профессора В. А. Архиреевой.
В последние десятилетия под руководством проф. А.А. Вялковой в ОрГМУ сформировалась научно-педагогическая педиатрическая школа.
Научные работы по нефрологии детского возраста представляют собой стройную систему логически связанных между собой исследований по определению механизмов развития и выявлению закономерностей прогрессирования тубулоинтерстициальной болезни почек (ТИБП) у детей, имеющих существенное значение для клинической педиатрии и нефрологии.
Научно-педагогическая педиатрическая школа ОрГМУ – это коллектив единомышленников, объединенных научно-педагогической идеей, завоевавшая известность высоким уровнем подготовки специалистов и научных кадров высшей квалификации, а также научных исследований в направлении нефрологии детского возраста, имеющих устойчивые традиции и преемственность поколений.
Актуальность научно-практических проблем детской нефрологии (ранняя диагностика и профилактика прогрессирования ТИБП у детей) продиктована неуклонным ростом числа пациентов с ТИБП, развивающейся при ПМР, аномалиях ОМС, нефролитиазе, обменно-эндокринных (СД, ожирение), инфекционных болезнях и других заболеваниях с высоким удельным весом развития осложнений, ренальной инфекции и хронической болезни почек (ХБП).
В данной актовой речи представлены основные результаты научных исследований, над решением которых трудится коллектив кафедры факультетской педиатрии: новые научные данные в педиатрии и нефрологии детского возраста, инновационные технологии, разработанные учеными-педиатрами кафедры. Сформированы фундаментальные положения о механизмах формирования и закономерностях прогрессирования ТИБП у детей, стадиях прогрессирования хронической болезни почек. Научно обоснованы современные подходы к ранней диагностике нефропатий у детей, профилактической и превентивной нефрологии детского возраста на основе междисциплинарного подхода. Приведены данные по верификации диагноза ТИБП на основе морфофункционального подхода с оценкой биомаркеров ренального повреждения, использованием высокотехнологичных методов диагностики (клинико-микробиологических, - биохимических, иммунологических и структурно-морфологических).
Новым этапом научных исследований на кафедре и развития педиатрической нефрологии явились новые технологии диагностики болезней почек: молекулярно-генетические, визуализация, видеокапсульная и баллонная эндоскопия, микробиологические технологии верификации истинного возбудителя, фазовоконтрастная микроскопия, морфологическая диагностика и новые технологии лечения.
Судьба развития нефрологии зависит от отношения к ней в регионах…
Судьба детской нефрологии в Оренбуржье – счастливая
(из Актовой речи проф. А.А. Вялковой - отдельные результаты)
На основе проведенных многоцентровых эпидемиологических исследований с охватом более 35000 детей, проживающих в различных регионах Оренбуржья оценена распространенность, структура и клинические особенности нефропатий; выявлен комплекс ведущих медико-биологических, эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на формирование патологии почек в детском возрасте.
Сформулированы принципы совершенствования организации и управления нефрологической помощи детям с первичными заболеваниями органов мочевой системы и вторичными поражениями почек при уропатиях (аномалиях органов мочевой системы, рефлюкс-уропатии, уролитиазе), эндокринных болезнях (сахарный диабет, ожирение), патологии обмена щавелевой кислоты и мочевой кислоты, патологии сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения
Установлено, что в структуре патологии ОМС у детей Оренбургской области у новорожденных преобладают врожденные пороки развития ОМС (гипоплазия, агенезия, поликистоз, мегауретер, кистозные дисплазии почек);
у детей грудного и раннего возраста - ТИБП, ассоциированные с ПМР, ВПР ОМС, ГУС;
у пациентов дошкольного и школьного возраста - ТИБП (хронический пиелонефрит, нефролитиаз, ГВ, острый ТИН) и хронический гломерулонефрит (А.А. Вялкова, Н.Ю. Перепелкина, Л.М. Гордиенко, 1995, 2009г).
При изучении «Врожденных пороков развития почек у детей в системе генетического мониторинга в Оренбургском регионе» установлена распространенность и структура ВПР органов мочевой системы у детей и выявлены региональные факторы их развития (А.А. Вялкова, В.Н. Кузнецова, 2011).
Наука и практика в нефрологии Оренбуржья
Разработана и внедрена программа ранней диагностики нефропатий и мониторинга нефрологического здоровья, ориентированная на выявление факторов риска, донозологическую диагностику (пре- и постнатальную) и мониторинга здоровья детей старше 1 года.
Пособие для врачей МЗ РФ. «Этапы оказания медицинской помощи детям с заболеваниями органов мочевой системы». Москва, 2002, 36с.
«Диспансерное наблюдение и реабилитация детей с заболеваниями органов мочевой системы». Оренбург, 2002, 48с.
Впервые установлен факт, что прогрессирование бактериального тубулоинтерстициального нефрита наблюдается у детей, инфицированных возбудителями, способными к внутриклеточному паразитированию и персистенции в организме за счет нейтрализации факторов неспецифической защиты – лизоцима (А.А. Вялкова, 1989).
Научно обоснованы принципы ранней современной диагностики заболеваний органов мочевой системы у детей на основе:
Выявления факторов риска формирования болезней
Этиологического и
Морфофункционального подхода к верификации нозологического диагноза с обоснованием лечения на основе
Определения механизмов развития и прогрессирования нефропатий
Доказана роль способности микрофлоры к инактивации факторов и естественной резистентности, определен источник инфицирования органов мочевой системы при пиелонефрите в детском возрасте.
Научно обоснован этиологический подход к диагностике ИМС, выявлению истинного возбудителя и источника инфицирования ОМС (А.А.Вялкова, Л.С.Зыкова, А.Г.Мирошниченко, Е.В.Журба, 2001,2010).
Сформулирована научно-обоснованная современная концепция формирования ТИБП, ассоциированных с АОМС, ПМР, инфекцией, метаболическими нарушениями (СД, МКБ, висцеральное ожирение).
На основании установленных закономерностей разработаны алгоритмы прогнозирования инициации интерстициального повреждения и прогрессирования ТИБП у детей, обладающие высокой чувствительностью и специфичностью. Научно обоснованы подходы к профилактике прогрессирования ТИБП у детей.
Оценены этиологические и патогенетические факторы предрасположения, ассоциированные с формированием ХБП у детей: инфекционное воздействие и(или) персистирующая вирусно-бактериальная инфекция, наличие у ребенка рефлюкс-уропатии и (или) врожденных пороков развития почек и мочевыводящей системы, их сочетание с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря; частые рецидивы ренальной инфекции, раннее развитие артериальной гипертензии, отягощенный наследственный анамнез матери по хроническим заболеваниям почек, гестоз первой половины беременности, острые респираторные вирусные инфекции матери в первом триместре беременности, гестационный пиелонефрит или обострение хронического пиелонефрита у матери во время беременности, хроническая внутриутробная гипоксия плода, недоношенность, задержка внутриутробного развития; в результате оценки относительного, абсолютного и атрибутивного рисков выделены ведущие факторы формирования ХБП у детей с ТИБП (А.А. Вялкова, М.С. Егорочкина, 2013).
Научно обоснован диагностический алгоритм и превентивные мероприятия по предупреждению прогрессирования ХБП у детей с учетом региональных особенностей формирования заболевания. Сформулированы научные положения, по основным принципам реализации факторов формирования и механизмов прогрессирования хронических тубулоинтерстициальных заболеваний почек:
Доказана стадийность развития ТИБП, постадийное развитие ангионефропатии, ассоциированной с артериальной гипертензией, протеинурией, в.т.ч. МАУ, приводящей к преобладанию процессов фиброгенеза над воспалением тубуло-интерстициальной ткани почек, ассоциированной с увеличением продукции и экскреции с мочой просклеротических факторов роста над противовоспалительными цитокинами, в сочетании с постадийным нарастанием структурных изменений почек, постадийным снижением функционального состояния почек.
На основании доказанных закономерностей выделены патогенетически обоснованные стадии ТИБП и разработаны алгоритмы прогнозирования инициации интерстициального повреждения и прогрессирования ТИБП у детей, обладающие высокой чувствительностью и специфичностью. Научно обоснованы подходы к профилактике прогрессирования ТИБП у детей.
Профессором А.А. Вялковой представлены научные перспективы развития педиатрии и нефрологии детского возраста в XXI веке.
Завершая Актовую речь профессор А.А. Вялкова выразила искреннюю благодарность ректорам ОрГМУ: д-ру мед. наук, профессору, академику О. В. Бухарину, д-ру мед. наук, профессору А. А. Лебедеву, д-ру мед. наук, профессору, Заслуженному врачу РФ С. А. Павловичеву, д-ру мед. наук, профессору, Заслуженному деятелю науки В. М. Боеву, д-ру мед. наук, профессору
И.В. Мирошниченко, всем сотрудникам родного вуза за поддержку и создание условий для научного творчества; особая благодарность своим Учителям: д-ру мед. наук, профессору В. А. Архиреевой, канд. мед. наук, доценту, Заслуженному врачу РФ Л. Н. Свистуненко, а так же проректорам по науке: д-ру мед. наук, профессору, Заслуженному деятелю науки Я. И. Коцу, д-ру мед. наук, профессору Б. А. Фролову, д-ру мед. наук, профессору Н. П. Сетко, д-ру мед. наук, профессору С. Н. Лященко за доверие, научные идеи, школу знаний и жизни; искренняя и глубокая признательность выражена коллегам по кафедре, практическим врачам и своим ученикам: аспирантам, клиническим ординаторам, студентам за вдохновение и любовь к педиатрии.
Дать профессиональную клятву, а потом прожить долгую профессиональную жизнь – это счастье