ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ
Кафедра осуществляет образовательную, научно-исследовательскую, лечебно-консультативную и просветительски-профилактическую работу в следующих направлениях:
-в направлении послевузовского и дополнительного профессионального образования на ФПДО по всем 4-м обозначенным специальностям;
-в направлении высшего профессионального образования по специальности 030401.65 «Клиническая психология».
На ФПДОосуществляются следующие виды подготовки специалистов здравоохранения:
- подготовка интернов по специальности «Психиатрия»;
- подготовка ординаторов по специальности «Психиатрия»;
-подготовка ординаторов по специальности «Психотерапия»;
-общее усовершенствование по специальностям психиатрия, психиатрия-наркология, психотерапия;
-тематические усовершенствования на темы «Наркопрофилактика и психологические основы здорового образа жизни»; «Медицинская помощь по отказу от потребления табака и лечение курящего человека»; «Психиатрическое и медико-психологическое сопровождение деятельности врачей первичной медицинской сети»;
-профессиональная переподготовка по специальностям «Психиатрия», «Психотерапия», «Психиатрия-наркология».
На ФКП кафедра осуществляет выпуск клинических психологов, завершивших обучение и прошедших итоговую государственную аттестацию путём обучения по следующим дисциплинам:
Введение в клиническую психологию
Психология здоровья
Методология исследования в клинической психологии
Патопсихология
Практикум по патопсихологии
Проективные методы в клинической психологии
Нейропсихология
Практикум по нейропсихологической диагностике
Психосоматика
Патопсихология телесности и соматоформных расстройств
Практикум по психосоматике
Расстройства личности
Теории личности в клинической психологии
Психология личности
Психология отклоняющегося поведения
Психологическая профилактика зависимого поведения
Нарушения психического развития в детском возрасте
Методы исследования нарушений психологического развития (факультатив)
Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение
Практикум по детской патопсихологии
Психология экстремальных ситуаций и состояний
Патопсихологическая диагностика и психотерапия при кризисных состояниях и стрессовых расстройствах
Патопсихологическая диагностика и психотерапия при неврозах
Психологическое консультирование
Психотерапия: теория и практика
Практикум по психотерапии и консультированию
Психологическая супервизия
Психофармакология
Судебно-психологическая экспертиза
Гендерная психология и психология сексуальности
Клиническая психофизиология
Клиническая психология в геронтологии и гериатрии
Специализация «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»
Специализация «Клинико-психологическая помощь ребёнку и семье»
Практики: ознакомительная (2), производственная, педагогическая, квалификационная, научно-исследовательская
Итоговая государственная аттестация
КЛИНИЧЕСКИЕ БАЗЫ КАФЕДРЫ
1.ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница №1»
-стационарные отделения на 550 коек
- дневной стационар на 56 мест
-диспансерное отделение на 200 посещ. в смену
-отделение неврозов с психотерапевтическими кабинетами
-кабинеты клинических психологов
-психиатры -59 специалистов, психотерапевты -13, клинические психологи – 14, социальные работники – 11.
Дисциплины обучения
- патопсихология
-личностные расстройства
-практикум по патопсихологии
-клиническая психология в экспертной практике
-психофармакотерапия
-учебно-производственная практика и научно-исследовательская практика
-специализация
-практики
2. ГБУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер»
- стационарные отделения – 246 коек
- дневной стационар – 20 коек
-реабилитационный центр с психотерапевтическими кабинетами
-кабинеты клинических психологов
- психиатры – наркологи – 48 специалистов, психотерапевты - 6, клинические психологи – 16, социальные работники –8.
-основная учебно-лабораторная база кафедры
-аудитория на 35 мест, конференц-зал на 50 мест, 2 учебных комнаты, кабинеты профессора, доцентов, ассистентов.
Дисциплины обучения
- патопсихология
-основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия
-личностные расстройства
-психология отклоняющегося поведения
-профилактика наркоманий и алкоголизма
-учебно-производственная практика и научно-исследовательская практика
-специализация
-практики
3.ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница №2»
-стационарные отделения на 550 коек
-лечебно-трудовые мастерские на 150 мест
-психотерапевтическое отделение
-кабинеты клинических психологов
-психотерапевтический центр
-психиатры -43 специалистов, психотерапевты -21, клинические психологи – 13, социальные работники – 22.
Дисциплины обучения
- патопсихология
-личностные расстройства
-психофармакотерапия
-практикум по патопсихологии
-практикум по психологической коррекции и психотерапии
-учебно-производственная практика и научно-исследовательская практика
-специализация
-практики
4.ГБУЗ «Областная клиническая детская психоневрологическая больница»
-стационарные отделения на 80 коек
-психотерапевтическое отделение
-кабинеты клинических психологов
-кабинеты специализированных педагогов
-психиатры -1 специалист, психотерапевты -5, неврологи – 5, логопеды-дефектологи – 4, клинические психологи -4
Дисциплины обучения
- патопсихология
-психология аномального развития
-нейропсихология детского возраста
-методы диагностики развития в норме и патологии
-практикум по детской клинической психологии
-практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению
-специализация
-практики
5. ГБУЗ «Областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов войн»
- отделение неврологии – 50 коек
- отделение кардиологии – 45 коек
- поликлиническое отделение – 45 коек
- психиатры – 2, психотерапевты – 2, клинические психологи – 2.
Дисциплины обучения
-кризисная психология
-стрессовые и постстрессовые расстройства
- основы психосоматики
-ознакомительная и производственная практики
6.МБУЗ «Городская клиническая больница восстановительного лечения» г. Оренбурга
- стационарные отделения – 265 коек
- дневной стационар -20 коек
- отделения психосоматического профиля
Дисциплины обучения
- клиническая психология
- основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
- психология телесности
- учение о неврозах и соматоформных расстройствах
- практикум по психосоматике
-практики
7.. МАУЗ «Городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова» г. Оренбурга
- Нейрохирургическое отделение
- Центр сосудистой патологии
- Неврологическое отделение
- Кабинет функциональной диагностики
- Кабинет врача-дефектолога
Дисциплины обучения:
- основы нейропсихологии
- практикум по нейропсихологии
- реабилитация и восстановление высших психологических функций
8.Центр Психического здоровья на базе отделения психотерапевтических методов лечения клиники ОрГМА
- амбулаторное отделение на 30 посещений в смену
-психиатры – 3,психотерапевты – 6, психиатр-нарколог-2, рефлексотерапевт – 1, клинические психологи – 6.
Дисциплины обучения
- клиническая психология
- расстройства личности
- основы психосоматики
- практикум по психосоматике
- основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
- психология телесности
-учебно-производственная практика и научно-исследовательская практика
-специализация
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БАЗЫ КАФЕДРЫ
1. МБУЗ «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №123 комбинированного вида для умственно отсталых детей и детей с задержкой психологического развития»
Коррекционная группа для умственно отсталых детей на 30 детей
- коррекционная группа для детей с ЗПР
- кабинет детского психиатра
- кабинет логопеда
- кабинеты педагогов-дефектологов
- психиатр – 1, клинический психолог – 1, педагоги – 3
Дисциплины обучения:
- специальная психология
- психология аномального развития
- методы диагностики развития в норме и патологии
- практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению
2.ГБОУ Областное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с №1 для слабослышащих»
- 22 класса – слабослышащих детей
- 4 класса – слабослышащих детей с умственно отсталой системой
- сурдопедагоги – 16, психолог – 1
Дисциплины обучения
- специальная психология
- психология аномального развития
- методы диагностики развития в норме и патологии
- практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению
3.Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с №2 для слепых, слабовидящих и поздноослепших»
- 12 классов – слабовидящих и слепых детей
- 2 класса – слабовидящих детей с умственной отсталостью
- 1 класс – слабовидящих детей с ЗПР
- специальные педагоги, логопеды-дефектологи, психолог- 1
Дисциплины обучения
- специальная психология
- психология аномального развития
- методы диагностики развития в норме и патологии
- практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению
4. Центр социально-психологической реабилитации участников войн «Русь»
-учебно-производственная и научно-исследовательская практики
5.Оренбургский государственный педагогический университет
- педагогическая практика
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ КАФЕДРЫ
- В.А.Дереча, В.В.Карпец Зависимость от психоактивных веществ и ее профилактика. Монография. Оренбург, 2003. - 120 с.
- В.А.Дереча, В.В.Карпец, Г.И.Дереча Системный подход к организации реабилитации наркологических больных. Пособие для врачей утверждено МЗ РФ Москва. Оренбург, 2002. - 36 с.
- В.В.Постнов, В.А.Дереча, В.В.Карпец Профилактика синдрома эмоционального сгорания у врачей психиатров-наркологов. Пособие для врачей психиатров-наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов утверждено МЗ РФ Москва. Оренбург, 2003. - 32 с.
- В.А. Дереча, Г.И. Дереча, Р.С.Егоров, О.Н.Хромушин Психогенные соматические расстройства. Пособие для врачей и студентов. Оренбург, 2005. –102 с.
- Т.А. Болдырева, И.С. Быкова Специальная психология. Учебно – методическое пособие для студентов факультета клинической психологии. Оренбург, 2005.- 47 с.
- В.А. Дереча Психология и психопатология личности» - Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – Оренбург, 2006. – 257 с.; 2011. - 307с.
- В.А. Дереча О видах и механизмах личностной зависимости. Монография.
- Т.А. Болдырева Психология людей с позитивным ВИЧ-статусом монография.
- В.А. Дереча Человек в поисках острых ощущений». Монография. 2- е издание Оренбург, 2007. – 92с.
- Р.С. Егоров Расстройства приспособительных реакций у военнослужащих срочной службы (причинные зависимости, клинические проявления, психологические механизмы, профилактика). Методические рекомендации. – Оренбург, 2007. – 17 с.
- Г.И. Дереча, С.В. Балашова Патопсихологические основы соматоформных расстройств и психотерапевтические подходы к их коррекции». Информационно-методическое письмо для студентов факультета клинической психологии, интернов и ординаторов, изучающих психиатрию, а также для клинических психологов, врачей общей практики и психотерапевтов. – Оренбург, 2007. – 32 с.
- Г.И.Дереча. Психопатология и патопсихология расстройств личности у больных алкоголизмом. - Оренбург, 2010. – 130 с.
- В.А.Дереча, Г.И.Дереча. Психолого-педагогические основы развития личности в процессе модернизации образования России. Монография под научной редакцией В.В. Сохронова. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. – 244с. (164-179)
- В.А. Дереча, Е.А. Катан Психопатологический профиль приступообразно-прогредиентной параноидной шизофрении и его влияние на социальное функционирование больных. Информационно-методическое письмо. – Оренбург, 2007. – 28 с.
- В.А.Дереча Счастье – когда себя понимаешь. О значении личностного иммунитета в профилактике алкоголизма и наркомании: учебное пособие. – Оренбург, 2008. – 55 с.
- В.А. Дереча Общая психопатология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности «Клиническая психология». – Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 187с.- (Медицина)
СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК
На кафедре клинической психологии в работе студенческого научного кружка (руководитель – доцент В.В. Постнов) ежегодно принимают участие более 20 студентов. Кроме студентов факультета клинической психологии в мероприятиях СНК традиционно участвуют и представители других факультетов (лечебного, педиатрического), а также – других вузов (ОГПУ, ОГУ, ОГИМ). За последние 5 лет студенты-кружковцы кафедры принимали участие и выступали с докладами в 15 студенческих научных конференциях (5 из которых – межвузовские, 1 («Алкоголь и наркотики в ХХI веке – старые мифы и новые пути решения проблемы», 1 марта 2011 г.) организована на базе кафедры. 7 раз студенты кружка СНО были удостоены дипломов и почётных грамот на межвузовских студенческих конференциях. Ежегодно представители СНК кафедры участвуют в итоговых конференциях СНО ОрГМА им. Ф.М. Лазаренко. Трижды студенческий научный кружок кафедры по результатам конкурса СНО ОрГМА был удостоен дипломов и грамот - за лучшую монотематическую конференцию (2009, 2011), за конкурс публикаций (2011). Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) за период с 2007 года 11 работ студентов были удостоены призов и грамот УФСКН.
ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Центр психического здоровья является психологическим подразделением клиники психотерапевтических методов лечения клиники ОрГМА.
Главная задача Центра – оказание психологической и психотерапевтической помощи населению в сложных, подчас кажущихся неразрешимыми ситуациях, в том числе, и в случае болезни, будь то телесной или душевной. Центр предназначен еще и для распространения и утверждения в сознании людей правильных научных знаний о том, что такое здоровье вообще, что такое здоровье психическое, душевное, духовное и как его сохранять.
Центр был создан в 2009 году.
В каких случаях следует обратиться в наш Центр:
1. Любой случай, когда человек сам изъявил желание проконсультироваться у психолога, изучить себя психологически, провести психодиагностику своих индивидуально-личностных особенностей, определить свои психические процессы, свойства, состояния, поведенческий профиль; либо когда у него возникли проблемы в жизни и (или) вопросы, касающиеся его душевного здоровья, межличностных отношений (любовных, сексуальных, семейных, супружеских, служебных и т.п.), проблемных переживаний; либо когда родители решили проконсультироваться по поводу психологического развития своего ребенка.
2. Любой случай, когда лечащий врач (терапевт, педиатр, невролог, кардиолог и т.д.) счел необходимым получить психологическую и (или) психотерапевтическую консультацию с целью более глубокого понимания состояния своего больного или с целью определения оптимальных стратегий дальнейшего его лечения.
3. Кризисные ситуативные расстройства («нарушения адаптации»). Развиваются, когда личность не в состоянии справиться с неблагоприятными изменениями в жизни: гибель, смерть или болезнь дорогого человека; собственная болезнь; утрата имущества; утрата работы; крушение планов, надежд; одиночество; и мн. т.п.
Проявляются ситуативные расстройства чаще депрессией, тревогой, паникой, фобиями, реакцией горя; может быть психопатоподобное поведение; нередко бывают реакции алкоголизации, суицидальное поведение, агрессия и другие виды асоциального поведения. У детей в кризисных ситуациях особо выделяется депрессивное поведение.
4. Острые реакции на тяжелый стресс и посттравматические стрессовые расстройства развиваются в ситуациях угрозы существованию индивида: катастрофы, стихийные бедствия, террор, нападения, изнасилования, боевые обстоятельства, пытки, взятие в заложники и т.п. Требуют неотложной и интенсивной психотерапевтической помощи. Могут привести к очень глубоким изменениям личности. Необходима длительная реабилитация.
5. Неврозы с преобладанием дисфункций со стороны организма (соматоформные и соматизированные расстройства). В привычном понимании – это так называемые «органные неврозы» и «системные неврозы» («невроз» сердца, дыхания, желудка, кишечника, сексуальный «невроз», вегетативный «невроз» и т.п.).
6. Психосоматические реакции – временные функциональные соматические нарушения, как следствие повышенной эмоциональной чувствительности пациента, его впечатлительности, глубины чувств и переживаний. Например, сердцебиение при волнении; потеря аппетита при печали; головная боль – при озабоченности той или иной проблемой; головокружение или обморок при виде крови или в иных необычных ситуациях; угнетение полового влечения (либидо) при неприятностях или вследствие увлечения делом, работой; бессонница при озабоченности и т.д.
Психосоматозы – физические (соматические) болезни «на нервной почве», протекающие, как правило, хронически.
8. Неврозы с преобладанием психопатологических расстройств (неврастения; навязчивые страхи - фобии; обсессии – навязчивые мысли или действия; тревожные панические состояния; невротическая депрессия; дистимия – хроническое расстройство настроения с заострением раздражительности, возбудимости и других патологических черт характера, депрессивное развитие личности, сексуальный невроз.
9. Конверсионные расстройства. Развиваются преимущественно у лиц с признаками истероидности в характере. При этом невротический конфликт, адаптивные проблемы, межличностные отношения не могут быть решены пациентом обычными способами. Тогда в переработку проблемы включается весь организм. Появляются вторичные соматические «ответы», как попытка «выхода» из сложившейся ситуации: истерические парезы, параличи, припадки; афония (отсутствие голоса), мутизм («немота»); психогенная тошнота, рвота, «слепота», «глухота»; онемение и нарушения чувствительности; психогенные болевые феномены; ощущения кома в горле и др.
Нарушения такого рода касаются, главным образом, сферы эффекторно-двигательной (моторики) и органов чувств. При этом обязательно должны быть исключены поражения головного мозга и периферической нервной системы.
10. Психосоматическое, включая ипохондрическое, развитие личности. Глубокие хронические изменения личности обусловлены при этом стойкой фиксацией внимания на телесных ощущениях и соматических проблемах с выраженной переоценкой их значимости и тяжести. Проявляется тревожной мнительностью и типичным поведением «тяжелобольного» человека и таким же образом жизни. Требует комплексного подхода и совместных усилий врача соматического профиля и психотерапевта.
11. Зависимости от табака, алкоголя, наркотических и токсикоманических средств без психоза, слабоумия или выраженных расстройств личности, без тяжелых проявлений синдрома отмены, требующих госпитализации.
12. Любые другие формы личностной зависимости (игромания, азартные игры, любовно-сексуальная зависимость, работоголизм, интернетная зависимость, телевизионная зависимость, пристрастие и чрезмерное увлечение электронно-цифровой техникой, мобильными телефонами и т.п.).
Как нас найти
Адрес: г. Оренбург, Проспект бр. Коростелевых, д.62
Телефон: 8 (3531) 56-82-83
Как добраться: остановка «Кирпичный завод», автобусы 18 (из центра), 18с (из Степного р-на)