Оренбургский государственный медицинский университет

Научная деятельность кафедры

Научные интересы кафедры иностранных языков концентрируются на создании психолого-педагогической системы успешного обучения. Кафедрой разработан комплекс форм и методов развития интереса, активизации познавательной и творческой деятельности преподавателя и студента.

К научным успехам кафедры следует отнести защиту кандидатской и докторской диссертаций по педагогике и психологии Т.Л. Бухариной (1983 г. и 1999 г.), кандидатской диссертации Н.В. Сидоровой (1993 г.), Е.А. Ивановой (1997 г.), И.А. Коровиной (2012 г.), С.Г. Заболотной (2013 г.), Е.Н. Посновой (2013 г.).

В 1994 г. было создано пособие, в котором нашли отражение не только имеющиеся на кафедре формы работы, теоретические подходы к эффективному педагогическому процессу, но и отражен опыт по интеграции в преподавании латинского и иностранного языков «Активизация познавательного интереса студентов при обучении иностранному языку» - Т.Л. Бухарина, Л.А. Грязнова, Е.А. Иванова, Г.И. Отдельнова, Т.В. Михина.

В 1999 г. издается пособие «Самостоятельная работа студентов-медиков по формированию приемов углубленного понимания иноязычного текста» - Е.А. Иванова, Т.Л. Бухарина.

Приоритетные направления научно-педагогических исследований и разработок: «Факторы успешности обучения студентов-медиков», «Личностно-деятельностный подход к медицинскому образованию», «Личностные качества преподавателя как фактор успешности обучения студентов».

Обобщением итогов многолетней работы стало издание монографий:

  1. Бухарина Т.Л. Педагогические основы профессиональной ориентации молодежи на медицинскую профессию. Оренбург, 1997.
  2. Аверин В.А., Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования. С.- П., 1995.
  3. Бухарина Т.Л, Аверин В.А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург, 2002.

Научно-методическая работа кафедры нацелена на развитие новых педагогических технологий, усиление инновационных подходов.

В курсе латинского языка разработан и издан комплекс для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, построенный на новых педагогических требованиях и методических подходах в преподавании:

  • «Словообразование в клинической терминологии» Бухарина Т.Л., Михина Т.В., Сагирова Р.М., 1999 г.;
  • «Фармацевтическая терминология и общая рецептура в курсе латинского языка» Бухарина Т.Л., Михина Т.В., 1999 г.;
  • «Лабораторные работы для лингафонного кабинета в курсе латинского языка и медицинской терминологии» Михина Т.В, Сагирова Р.М., Коровина И.А., 2002 г.;
  • «Основы латинской грамматики в курсе медицинской терминологии» Т.Л.Бухарина Т.Л., Михина Т.В., Сагирова Р.М., Коровина И.А., 2002 г.

В настоящее время в учебном и учебно-воспитательном процессе используются учебные пособия по латинскому языку с грифом УМО:

  1. Бухарина Т.Л., Михина Т.В. Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии: учеб. пособие / Т.Л. Бухарина, Т.В. Михина. - М.: Медицина, 2004. – 229 с.
  2. Новодранова В.Ф., Бухарина Т.Л. Латинский язык и основы медицинской терминологии: учеб. пособие / В.Ф. Новодранова, Т.Л. Бухарина. - Екатеринбург: УрО РАН, 2005. – 177 с.
  3. Бухарина Т.Л., Новодранова В.Ф., Михина Т.В. Основы медицинской терминологии в курсе латинского языка: учеб. пособие / Т.Л. Бухарина, В.Ф. Новодранова, Т.В. Михина. - М.: Медицина, 2006. – 351 с.
  4. Бухарина Т.Л., Коровина И.А.., Михина Т.В. Латинская медицинская терминология: учеб. пособие / Т.Л. Бухарина, И.А. Коровина, Т.В. Михина. - Екатеринбург: УрО РАН, 2011. – 375 с.
  5. Бухарина Т.Л., Новодранова В.Ф., Михина Т.В. Латинский язык: учеб. пособие / Т.Л. Бухарина, В.Ф. Новодранова, Т.В. Михина. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 496 с.

Разработанная система изучения медицинской терминологии в курсе латинского языка включает: интеграцию, взаимодействие в системе преподаватель-студент, компетентностный, личностно-деятельностный подходы, гуманистическую направленность обучения, инновационные подходы при использовании механизмов формирования и развития личности студента. При последовательной работе по предлагаемой системе у студента формируются и развиваются универсальные компетенции: познавательные, исследовательские, деятельностные и коммуникативные, которые способствуют его готовности к последующему обучению и развитию профессиональной направленности.

Система профессионализации обучения иностранным языкам, повышения познавательной активности, самостоятельности, автономности и креативности студента и преподавателя отражена в учебных и учебно-методических пособиях по английскому языку с грифом УМО:

  1. Бухарина Т.Л. Руководство по формированию профессиональной направленности студента-медика в условиях билингвизма: учеб. пособие /Т.Л. Бухарина, Е.А. Иванова, Т.В. Михина, С.Г. Заболотная, И.А. Коровина. - Екатеринбург: УрО РАН, 2006.- 243 с.
  2. Бухарина Т.Л., Иванова Е.А. A Guide in English for Medical Student: учеб. пособие / Т.Л. Бухарина, Е.А. Иванова, С.Г. Заболотная, А.А. Деревянко, Е.В. Костомарова. - Екатеринбург: УрО РАН, 2007. – 463 с.
  3. Заболотная С.Г., Костомарова Е.В., Иванова Е.А. A glimpse of pharmacy: учеб. пособие для студентов I курса фармацевтического факультета (I часть) / С.Г.Заболотная, Е.В.Костомарова, Е.А.Иванова. - Оренбург, 2011 – 328 с.
  4. Иванова Е.А. Further steps into dentistry: учеб. пособие для студентов стоматологического факультет / Е.А.Иванова. Оренбург, 2011 – 150 с.
  5. Деревянко А.А., Иванова Е.А, Bridge to clinical psychology: учеб. пособие для студентов факультета клинической психологии / А.А. Деревянко, Е.А.Иванова. Оренбург, 2011 – 257с.
  6. Заболотная С.Г., Костомарова Е.В., Иванова Е.А. A glimpse of pharmacy: учеб. пособие для студентов II курса фармацевтического факультета (II часть) / С.Г. Заболотная, Е.В. Костомарова, Е.А. Иванова. Оренбург, 2012 - 303с.

Создан комплекс для самостоятельной работы студентов по грамматике немецкого языка:

  1. Методические разработки по грамматике немецкого языка для самостоятельной работы студентов, I-II части, 2000; III часть, 2002.
  2. Коммуникативные упражнения по грамматике немецкого языка, 2000.
  3. Тесты по грамматике немецкого языка, 2000.
  4. Лабораторные работы по немецкому языку для студентов-медиков: учеб. пособие / Т.А. Кочетова, Т.И. Неверова, В.П. Махнева, И.Г. Луговая, Л.А. Грязнова, О.А. Комина. Оренбург, 2003.

В настоящее время в учебном и учебно-воспитательном процессе используются учебное пособие по немецкому языку с грифом УМО:

  • Кочетова Т.А., Неверова Т.И. Руководство к практическим занятиям по немецкому языку: учеб. пособие / Т.А. Кочетова, Т.И. Неверова. 2005. – 284 с.

1

Все методические разработки и пособия апробированы, изданы и прошли все ступени утверждения. Проводимые на кафедре исследования неоднократно докладывались на заседаниях проблемных комиссий по латинскому и иностранным языкам при Минздраве РФ по педагогике и психологии Высшей школы, на конференциях различных уровней в городах Москве, Оренбурге, Самаре, Кишиневе, Гродно, Саранске, Санкт-Петербурге, Пущино и др. Исследования одобрены, а результаты рекомендованы для внедрения в медицинских вузах России.

Научные исследования кафедры опубликованы в 7 монографиях, 13 учебно-методических пособиях с грифом УМО, 241 научных публикаций, из них в журналах перечня ВАК – 30 статей.

Научные публикации кафедры

  1. Бухарина Т.Л., Косарев И.И. О выборе профессии врача. - Оренбург, 1981. – 86 с.
  2. Косарев И.И., Бухарина Т.Л. Путь в медицину. - Челябинск, 1983. - 88 с.
  3. Бухарина Т.Л. Педагогические основы профессиональной ориентации молодежи на медицинскую профессию. - Оренбург, 1997. -с.
  4. Аверин В.А., Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования. - Санкт-Петербург, 1995.- 168 с., Екатеринбург, 2002. - 430 с.
  5. Бухарина Т.Л., Аверин В.А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования.- Екатеринбург, 2002. - 405 с.
  6. Заболотная С.Г. Проблемы в изучении английского языка студентами медицинских вузов / С.Г.Заболотная // Монография.- Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 125 c.
  7. Коровина И.А. Реализация самообразовательной деятельности как фактора формирования профессиональной направленности студента-медика: монография / И. А. Коровина. – М.: «Дом педагогики», 2015. – 158 с.
  8. Поснова Е.Н. Онтология медицинской лексики в медиатексте: монография / Е.Н. Поснова – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. – 122с.

Foto6

Учебно-методические пособия по латинскому и иностранным языкам

  • С грифом УМО:
  1. Бухарина Т.Л., Михина Т.В. Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии: учеб. пособие / Т.Л. Бухарина, Т.В. Михина. - М.: Медицина, 2004. – 229 с.
  2. Новодранова В.Ф., Бухарина Т.Л. Латинский язык и основы медицинской терминологии: учеб. пособие / В.Ф. Новодранова, Т.Л. Бухарина. - Екатеринбург: УрО РАН, 2005. – 177 с.
  3. Кочетова Т.А., Неверова Т.И. Руководство к практическим занятиям по немецкому языку: учеб. пособие / Т.А. Кочетова, Т.И. Неверова. 2005. – 284 с.
  4. Бухарина Т.Л., Новодранова В.Ф., Михина Т.В. Основы медицинской терминологии в курсе латинского языка: учеб. пособие / Т.Л. Бухарина, В.Ф. Новодранова, Т.В. Михина. - М.: Медицина, 2006. – 351 с.
  5. Бухарина Т.Л. Руководство по формированию профессиональной направленности студента-медика в условиях билингвизма: учеб. пособие / Т.Л. Бухарина, Е.А. Иванова, Т.В. Михина, С.Г. Заболотная, И.А. Коровина. - Екатеринбург: УрО РАН, 2006. – 243 с.
  6. Бухарина Т.Л., Иванова Е.А. A Guide in English for Medical Student: учеб. пособие / Т.Л. Бухарина, Е.А. Иванова, С.Г. Заболотная, А.А. Деревянко, Е.В. Костомарова. - Екатеринбург: УрО РАН, 2007. – 463 с.
  7. Бухарина Т.Л., Коровина И.А.., Михина Т.В. Латинская медицинская терминология: учеб. пособие / Т.Л. Бухарина, И.А. Коровина, Т.В. Михина. - Екатеринбург: УрО РАН, 2011. – 375 с.
  8. Заболотная С.Г., Костомарова Е.В., Иванова Е.А. A glimpse of pharmacy: учеб. пособие для студентов I курса фармацевтического факультета (I часть) / С.Г.Заболотная, Е.В.Костомарова, Е.А.Иванова. - Оренбург: ОрГМА, 2011 – 328 с.
  9. Иванова Е.А. Further steps into dentistry: учеб. пособие для студентов стоматологического факультет / Е.А.Иванова. Оренбург: ОрГМА, 2011 – 150 с.
  10. Деревянко А.А., Иванова Е.А, Bridge to clinical psychology: учеб. пособие для студентов факультета клинической психологии / А.А. Деревянко, Е.А.Иванова. Оренбург: ОрГМА, 2011 – 257 с.
  11. Заболотная С.Г., Костомарова Е.В., Иванова Е.А. A glimpse of pharmacy: учеб. пособие для студентов II курса фармацевтическогофакультета (II часть) / С.Г.Заболотная, Е.В.Костомарова, Е.А.Иванова. Оренбург: ОрГМА, 2012 - 303 с.
  12. Бухарина Т.Л., Новодранова В.Ф., Михина Т.В. Латинский язык: учеб. пособие / Т.Л. Бухарина, В.Ф. Новодранова, Т.В. Михина. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 496 с.
  13. Хабарова Т.С., Коровина И.А. Реализация технологии развития критического мышления у студентов медицинского вуза на занятиях по латинскому языку: учебно-методическое пособие / Т. С. Хабарова, И. А. Коровина. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. - 149 с.
  • С грифом РИС:
  1. Коровина И.А. Лексико-грамматический практикум к курсу "Латинский язык и основы терминологии" [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов педиатр. фак. / И. А. Коровина, Т. Л. Бухарина ; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург : [б. и.], 2013.
  2. Михина Т.В. Лексико-грамматический практикум к курсу «Латинский язык и основы терминологии» [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов лечебного фак. / Т.В. Михина, Т.Л. Бухарина; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург : [б. и.], 2013.
  3. Костомарова Е.В. Лексико-грамматический практикум к курсу «Латинский язык» [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов медико-профилактического фак. / Е.В. Костомарова, И.А. Коровина; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург : [б. и.], 2013.
  4. Заболотная С.Г. Сборник заданий по английскому языку [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов фармацевтического факультета (заочное отделение). / С.Г. Заболотная ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург : [б. и.], 2013.
  5. Комина О.А. Naturmedizin [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов фармацевтического факультета медицинских вузов. / О.А. Комина, Т.А. Кочетова, А.С. Епифанцева, Т.И. Неверова ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург : [б. и.], 2013.
  6. Деревянко А.А. Grammar course [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов медико-профилактического фак. / Е.В. Костомарова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург : [б. и.], 2013.
  7. Михина Т.В. Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Латинский язык» [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов - заочников фармацевтического факультета / Т.В. Михина; ОрГМУ. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург : [б. и.], 2014.
  8. Кодякова Н.В. Лингвопрофессиональные задания для успешной социализации студентов – психологов [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов факультета клинической психологии / Н.В. Кодякова; ОрГМУ. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург, 2014.
  9. Кодякова Н.В. Лингвопрофессиональные задания для успешной социализации студентов – медиков [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов медико-профилактического факультета / Н.В. Кодякова; ОрГМУ. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург, 2014.
  10. Заболотная С.Г. Botanyforpill-rollers [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фармацевтического факультета / С.Г. Заболотная; ОрГМУ. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург, 2014.
  11. Юдаева Ю.А., Заболотная С.Г., Коровина И.А., Мигачева Т.Г. SIMPLEPHYSIOTHERAPEUTICPROCEDURESINTHEORGANIZATIONOFCARINGFORAPATIENT [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов всех факультетов / Ю.А. Юдаева, С.Г. Заболотная, И.А. Коровина, Т.Г. Мигачева; ОрГМУ. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург, 2014.
  12. Бухарина Т.Л., Коровина И.А., Михина Т.В. Основы латинской грамматики для студентов стоматологов [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов стоматологического факультета / Т.Л. Бухарина, И.А. Коровина, Т.В. Михина; ОрГМУ. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург, 2015.
  13. Красиков С.И., Заболотная С.Г. и др. “Systematiccourse. Practical lessons in chemistry for foreign students” Учебноепособиедлястудентовиностранногофакультета. Оренбург, 2015 – 62 с.

Участие в конкурсах

1. Конкурс им. К.Д. Ушинского, Москва, 1993.

1 место - зав. кафедрой иностранных языков Т.Л. Бухарина за научно-исследовательскую работу «Факторы успешности обучения студента-медика».

2. Конкурс на соискание премии администрации Оренбургской области в сфере науки и техники за 2003 год.

Диплома лауреата удостоена зав. кафедрой иностранных языков, д.п.н., профессор Т.Л. Бухарина за цикл работ по психолого-педагогическим основам профессионального самоопределения.

3. Конкурс ВВЦ, Москва, 2003.

Зав. кафедрой иностранных языков, д.п.н., профессор Т. Л. Бухарина награждена серебряной медалью «Лауреат ВВЦ» за монографию «Психолого-педагогические аспекты медицинского образования», Екатеринбург: УрО РАН, 2002.

4. Конкурс на соискание премии администрации Оренбургской области в сфере науки и техники за 2005 год.

Дипломами лауреатов удостоены зав. кафедрой иностранных языков, д.п.н., профессор Т.Л. Бухарина, доцент Т.В. Михина за учебное пособие «Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии», 2004.

5. Конкурс на соискание премии Правительства Оренбургской области за достижения в сфере науки и техники за 2006 год.

Дипломами лауреатов удостоены зав. кафедрой иностранных языков, д.п.н., профессор Т.Л. Бухарина, ст. преп. кафедры ин. языков Т.А. Кочетова, Т.И. Неверова за учебные пособия «Латинский язык и основы медицинской терминологии (логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов)», 2005, «Руководство к практическим занятиям по немецкому языку», Оренбург: ОГАУ, 2005.

6. Конкурс на соискание премии Правительства Оренбургской области за достижения в сфере науки и техники за 2007 год.

Дипломами лауреатов удостоены зав. кафедрой иностранных языков, д.п.н., профессор Т.Л. Бухарина, доцент Т.В. Михина за учебное пособие «Основы медицинской терминологии в курсе латинского языка», 2006.

7. Конкурс на соискание премии Губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники за 2009 год.

Дипломами лауреатов удостоены зав. кафедрой иностранных языков, д.п.н. профессор Т.Л. Бухарина, доцент Е.А. Иванова, доцент Т.В. Михина, доцент С.Г. Заболотная, доцент И.А. Коровина, ст. преп. А.А. Деревянко, ст. преп. Е.В. Костомарова за учебные пособия «Руководство по формированию профессиональной направленности студента-медика в условиях билингвизма», 2006, «A Guide in English for Medical Students», 2007.

8. Конкурс на соискание премии Губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники за 2011 год.

Foto5

Дипломами лауреатов удостоены зав. кафедрой иностранных языков, д.п.н., профессор Т.Л. Бухарина, доцент Е.А. Иванова, доцент Т.В. Михина, доцент С.Г. Заболотная, доцент И.А. Коровина, ст.преп. Е.В. Костомарова за комплекс пособий: «Латинская медицинская терминология», 2011, «Further steps into dentistry», 2011, «A Glimpse of Pharmacy», 2011.

9. X Московский международный салон инноваций и инвестиций, Москва, 2011.
Диплом лауреата награждена зав. кафедрой иностранных языков, д.п.н., профессор Т.Л. Бухарина за «Комплект учебных пособий по изучению медицинской терминологии в медвузе».

10. Всероссийская выставка-презентация учебно-методических изданий за лучшее учебно-методическое издание в отрасли, Москва, РАЕ, 2012.

4

Дипломами лауреатов удостоены зав. кафедрой иностранных языков, д.п.н., профессор Т.Л. Бухарина, доцент И.А. Коровина, доцент Т.В. Михина за лучшее учебно-методическое издание в отрасли «Латинская медицинская терминология», 2011.

11. Конкурс «Золотая кафедра России» в рамках программы «Золотой фонд отечественной науки», Москва, РАЕ, 2013.

5

26 февраля 2013 г. Решением президиума РАЕ в рамках программы "Золотой фонд отечественной науки" профессор Т.Л. Бухарина и коллектив кафедры иностранных языков ОрГМА награжден дипломом "Золотая кафедра России" № 01223 и золотой медалью за заслуги перед отечественной наукой.

12. Всероссийская выставка-презентация учебно-методических изданий, Москва, РАЕ, 2015.

Foto2

Дипломом лауреатов удостоены д.п.н., профессор Т.Л. Бухарина, доцент Т.В. Михина за лучшее учебно-методическое издание в отрасли «Латинский язык», 2015.

13. Всероссийская выставка-презентация учебно-методических изданий, Москва, РАЕ, 2015.

Foto4

Дипломом лауреатов удостоены зав. кафедрой иностранных языков, доцент И.А. Коровина, ст. преп. Хабарова Т.С. за лучшее учебно-методическое издание в отрасли «Реализация технологии развития критического мышления у студентов медицинского вуза по латинскому языку», 2015.

14. PARISBOORFAIR - Парижский Книжный Салон, Париж, 20-23 марта 2015.

Foto1

Сертификатом участника и Золотой медалью № 190 Парижского Книжного Салона награждены д.п.н., профессор Т.Л. Бухарина, доцент И.А. Коровина, доцент Т.В. Михина за пособие «Латинская медицинская терминология», 2015.

15. Конкурс на соискание стипендии Губернатора Оренбургской области в соответствии с Законом Оренбургской области от 27 сентября 2010 года № 3806/871-IV-ОЗ «О государственной поддержке молодых ученых в Оренбургской области».

Персональная стипендия присуждена ст. преп. Посновой Е.Н. за работу «Медицинская лексика в текстах социальной рекламы: онтологический аспект», 2015г.

16.   Московский Международный Салон Образования, Москва, 15-18 апреля 2015.

Foto3

Дипломом Московского Международного Салона Образования удостоены доцент С.Г. Заболотная, доцент И.А. Коровина за издание «Аксиологический механизм развития интереса к исследовательской деятельности у студентов медицинского вуза», 2015.

17. Московская международная книжная выставка-ярмарка, Москва, ВДНХ, 6 сентября 2015.

111

Золотой медалью №233 и дипломом участника 28 Московской Международной книжной выставки-ярмарки награждаются Бухарина Т.Л., Новодранова В.Ф., Михина Т.В. за учебное пособие «Латинский язык», М.:ГЭОТАР, 2015.

Прочитано 13302 раз Последнее изменение Пятница, 18 Декабрь 2015 16:02
Все кафедры Кафедра иностранных языков Научная деятельность кафедры